
Классическая система образования
Великобритания по сей день остается одной из самых желанных стран для международных студентов. Академическая карьера, построенная в учебных заведениях этой страны, по-прежнему является одним из лучших трамплинов во взрослую жизнь. Дипломы британских университетов признаются по всему миру и котируются у самых требовательных работодателей. Несмотря на политические события, изменения курса валют и другие факторы, каждый год студенты со всего мира выбирают британские учебные заведения, которые входят в списки топ образовательных учреждений в международных рейтингах.
Системе образования Великобритании уже несколько сотен лет, и она по-прежнему соответствует строгим стандартам качества.
Итак, немного истории
Частные школы-пансионы или Boarding schools появились еще в эпоху раннего Средневековья. Благодаря Папе Римскому открывались благотворительные школы при католических монастырях, где позже начали принимать плату за уроки. Аристократические семьи также стали уходить от домашнего обучения и отправляли своих детей обучаться со сверстниками, благодаря чему сейчас существуют закрытые школы с тысячелетней историей, такие как, Итон. Эти школы относятся к самым престижным и дорогим учебным заведениям в мире, в них непросто попасть даже, если вы готовы заплатить за обучение. Выпускники школ могут рассчитывать на места в лучших университетах и престижные должности в будущем.
Рассмотрим современную систему образования, чтобы разобраться в каком возрасте можно начинать обучение в Великобритании иностранному студенту
Обычно детей отдают в школы полного цикла, то есть, где есть детский сад или ясли, с 3 лет (возраст детей в садике от 2 до 4 лет). Здесь ребенка научат всему, что пригодится в начальной школе (Primary school), а именно читать, писать, считать, а также будут преподавать естественные науки через игры.
Детский сад может быть привязан к начальной школе, где учатся дети от 5 до 11 лет. По итогам обучения сдается экзамен для зачисления в среднюю школу. Именно до 11 лет ребенок-иностранец может проживать с одним из родителей-сопровождающим. При переходе в Secondary school студент должен получить место в Boarding school, так как родитель должен покинуть страну.
Курс средней школы заканчивается в 13 лет, когда завершается обучение по общим предметам, и сдается экзамен (обычно 8 предметов, при том, что изучают дети в среднем 15 предметов), который принимают во внимание при поступлении в старшую школу. Чем больше предметов изучает ребенок, тем больше шансов претендовать на место в школе из топ-рейтинга, также результаты смогут пригодиться, если студент будет менять школу для прохождения A-level (перед университетом).
С 14 лет начинается самая ответственная часть обучения, так как с этого времени большинство студентов знают, какие предметы хотят изучать в будущем и подбирают себе набор основных уроков, с учетом будущих специальностей.
С 14 до 16 лет студенты готовятся сдавать GCSE (General certificate of secondary education) экзамен. Если иностранный студент учится в Великобритании давно и на программе с британскими детьми, то по итогам двухлетнего курса сдается минимум 4 обязательных предмета и выбираются еще дополнительные из 15 предметов на выбор. Обычно студенты сдают от 6 до 12 предметов.
Если международный студент приехал в страну только на этом этапе и проходит программу, адаптированную для иностранных учеников, то по итогам курса может сдать 4 обязательных предмета, чем уменьшает шанс на поступление в престижный ВУЗ.
С 16 до 18 лет студенты активно готовятся к сдаче A-level, чтобы получить предложение от желанного университета. Чаще всего выбор предметов основывается на требованиях университета и специальности. Большинство университетов выкладывают требования к комбинации экзаменов и минимальным оценкам, которые они ожидают от успешного абитуриента.
International Baccalaureate
В последнее время некоторые британские школы также предлагаю обучение по программе IB (International Baccalaureate) – международный бакалавр.
Программы IB существуют всего 50 лет, но с каждым годом набирают все большую популярность. Так с 2012 по 2017 годы количество студентов, обучающихся на IB, выросло почти на 40%. Эти программы очень популярны в Европе, и поскольку они признаются международными школами и университетами, последние 10 лет британские учебные заведения также предлагают студентам эту академическую программу.
Программа обучения на IB строится следующим образом. В начальную школу принимают детей от 3 до 12 лет, далее средняя школа – 11-16 лет, Diploma Programme (старшая школа) или Career – Related Programme от 16 до 19 лет. Студенты изучают словесность, математику, естественные и гуманитарные науки, информационные технологии, а также физическую культуру. По итогам завершения каждого этапа обучения студенты получают сертификат и могут продолжить свое обучение дальше. Дипломы принимают практически в каждом государстве мира, то есть они признаются ведущими университетами.
Немного истории
Принято считать, что принципы, на которых строится программа обучения IB, сформированы выдающимся педагогом Мари-Терез Моретт:
- Принцип «международной культуры» или гражданина мира.
- Процесс обучения сначала вводит ребенка в глобальную картину мира без акцентирования внимания и знаний на стране, откуда родом студент.
- Преподавание истории начинается обычно не ранее 12 лет с мировой истории человечества, и только позже общая картина дополняется национальной историей для понимания ее относительности к мировой истории.
- Принцип полного двуязычия: английский и французский для освоения разных способов мышления, чтобы понимать мышление своих собеседников.
Чем раньше иностранный студент попадает на любую из программ, тем лучше. Это связано не только с академической составляющей и адаптацией к новой стране, но и с подходом к обучению. Большинство студентов, например, из России видят главную проблему в самостоятельной работе.
В российских школах образование строится на работе учителей, которые дают большой объем информации на уроках, спрашивают домашние задания и контролируют успеваемость каждого ученика ежедневными проверками. В Великобритании все наоборот. В средней и старшей школе ученики работают сами. Задача преподавателя давать информацию, а обязанность ученика -получить знания не только на уроках, но и в самостоятельной работе. Проверкой знаний являются тестирования и экзамены, которые сдают студенты. Студент должен осознавать, что его академический успех на 70% зависит от умения трудиться самостоятельно. Такой подход прививает ответственность, умение находить и анализировать информацию, распределять свое время и быть в ответе за свои результаты.
Foundation программы и зачисление в ВУЗ
Если ребенок заканчивает общеобразовательную школу в России, у него также есть возможность стать студентом в Великобритании. Для этого существуют программы Foundation, которые предлагают сами учебные заведения (университеты), а также языковые школы или организаторы по разработке этих программ.
По сути, Foundation – это мостик между системами образования. Чем выше уровень английского языка у студента, тем срок программы Foundation будет короче. В программу обязательно входят уроки английского, академические предметы на английском языке, которые подбираются в зависимости от будущей специальности студента, уроки, где студентов учат писать эссе, делать презентации, работать с большим объемом информации. Сложность и продолжительность Foundation зависит от амбиций студента. Если студент нацелен на хороший ВУЗ или сложную специальность, например, медицину, то программа будет интенсивной и может длиться до 2 лет. Раньше программы Foundation были весьма простые и принимались не всеми университетами, а поступить на серьезную специальность после Foundation было практически невозможно. Сейчас все больше университетов разрабатывают свои программы, в том числе для очень амбициозных студентов.
Foundation, конечно, имеет недостатки, если сравнивать эту программу с обучением в британской школе. Во-первых, необходимость быстро адаптироваться к новой системе образования, языковой среде и в целом к новым условиям. Студенты переживают настоящий стресс, который связан не только с учебой на английском языке, но и адаптацией. Во-вторых, студенты на Foundation не имеют возможности заработать себе баллы для университета своими увлечениями, которые во многом характеризуют детей, как личностей. Например, ученик британской школы может помимо основных уроков посещать спортивную секцию, различные клубы по интересам (наука, литература, экономика и т.д.), музыкальные и театральные классы при школе, играть за сборную школы, принимать участие в конкурсах и олимпиадах локального и международного значения. Все это несомненный плюс и дополнительный балл при подаче заявки в университет.
Как же происходит зачисление в университет после окончания школы или Foundation? Абсолютно все студенты проходят один и тот же путь – подача заявок через UCAS (служба приема в университеты и колледжи). В школе или на программе Foundation обязательно есть академический консультант, который помогает выбрать предметы для поступления на определенную специальность еще в начале пути. Через UCAS студент может подать до 5 заявок на различные программы бакалавриата и магистратуры. Кроме академических успехов, к заявке необходимо приложить мотивационное эссе, рекомендательное письмо от преподавателя, а также указать все достижения (например, спортивные, творческие, участие в научных или других клубах при школе). Студенты могут получить предложения от нескольких ВУЗов, какие-то учебные заведения примут на курс, не требуя дополнительных усилий, некоторые университеты просят пройти собеседование и сдать дополнительные экзамены. После чего начинается новый этап - учеба в университете.
Рассмотрев программы обучения, которые доступны для международных студентов в Великобритании, можно выбрать опцию, которая подойдет родителям и ребенку в зависимости от амбиций и возможностей родителей. Несмотря на все усовершенствования программ Foundation, если планируется серьезная академическая карьера в Великобритании, конечно, нужно уезжать на учебу, как можно раньше и проходить программы наравне с британскими детьми. Такой подход гарантирует безболезненную адаптацию, правильно выстроенную программу обучения с полной интеграцией в систему образования и больше возможностей в будущем, как на этапе поступления в университет, так и при поиске работодателя.


